Брестский районный исполнительный комитет
8 0162 21 14 11
brest_rik@brest-region.by
О государственной службе в Республике Беларусь

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Отношения, связанные с государственной службой, регулируются Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г.                № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Государственная служба основывается на принципах:
· верховенства Конституции Республики Беларусь;
· служения народу Республики Беларусь;
· законности;
· приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
· гуманизма и социальной справедливости;
· единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
· гласности;
· профессионализма и компетентности государственных служащих;
· подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
· добровольности поступления граждан на государственную службу;
· равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
· стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
·  экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.
Государственный служащий имеет право на: 
· письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
· принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
· посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;
· получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
´ повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;
· повышение в должности, классе государственного служащего;
· заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;
· участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;
· публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;
· ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;
· проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
· уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
· отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;
· свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
· здоровые и безопасные условия труда;
· отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;
· государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Государственный служащий обязан: 
· поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;
· исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;
·соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;      
· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
· исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
· соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
· не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;
· соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;
·  в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;
· сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;
· не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
· поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.
Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.
Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.
    Государственный служащий не вправе: 
· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
· принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
· занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
· принимать участие в забастовках;
· заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;
· выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
· использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
· принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;
· использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
· иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
· принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.
Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Порядок поступления на государственную службу
Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания.
Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.
Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г.  № 139 «Об утверждении положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу»).
Квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:
· соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
· необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;
· владение государственными языками Республики Беларусь;
· знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей, помимо перечисленных, могут устанавливаться иными актами законодательства.
Квалификационные характеристики государственных должностей определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
За дополнительной информацией обращаться в отдел организационно-кадровой работы Брестского райисполкома:
г.Брест,
ул. В.Хоружей, д.2,  каб. 20, 34
тел./факс 21 36 01, тел. 21 36 00
  
   

Брестский районный исполнительный комитет
224030, г. Брест, ул. В. Хоружей, 2; тел.: (+375 162) 21 14 11; brest_rik@brest-region.by.
Режим работы: понедельник - пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00