Брестский районный исполнительный комитет
8 0162 21 14 11
brest_rik@brest-region.by

Информация о коррупции

Прокуратурой района во втором полугодии 2015 года продолжена работа, направленная на анализ эффективности принимаемых органами государственного управления и иными организациями района мер по противодействию коррупции.

Особое внимание было уделено, прежде всего, выявлению коррупционной составляющей в сфере расходования бюджетных средств, выделенных на финансирование государственных программ, проведение государственных закупок.

Всего за 12 месяцев 2015 года прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением антикоррупционного  законодательства проведено 5 проверок, внесено 4 представления, вынесено 2 предписание, объявлено 20 официальных предупреждений, к дисциплинарной ответственности привлечено 19 лиц, к материальной – 9, взыскано ущерба на сумму 2 006 000 рублей.

В то время как за аналогичный период 2014 года было проведено 2 проверки, внесено 2 представления, вынесено 1 предписание, объявлено 12 официальных предупреждений, 13 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, к материальной – 10 на сумму 28 502 000 рублей.

Прокуратурой района во втором полугодии 2015 года установлено 5 фактов нарушения требований абз.1 ч.1 ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З (далее Закона) в части выполнения иной оплачиваемой работы и нарушения подписанных обязательств государственного должностного лица, а также 6 правонарушений, создающих условие для коррупции, предусмотренных абз.7 ч.1 ст.20 Закона.

По установленным в ходе проверок фактам причинения материального вреда приняты меры по его безусловному возмещению.

В целях координации работы правоохранительных и иных органов по борьбе с коррупцией во втором полугодии 2015 года проведено 2 координационных совещания по борьбе с преступностью и коррупцией (в аналогичном периоде 2014 года – 2).

Принятые по результатам заседания координационного совещания мероприятия поэтапно выполняются и позволят оказать положительное влияние на профилактику коррупционных рисков.

Проведенные прокуратурой района проверки свидетельствуют о недостатках и упущениях в работе по профилактике коррупционных рисков в ряде организаций района.

К примеру, в разработанных планах мероприятий по борьбе с коррупцией на 2014 и 2015 г.г. в одной организации района не были определены сроки исполнения, что не позволяет в должной мере осуществить контроль их исполнения. Кроме того, планы на 2014 и 2015 г.г. были идентичны по своему содержанию.

А созданная на предприятии комиссия по противодействию коррупции, в нарушение Положения о комиссии в 2014-2015 г.г. и вовсе осуществляла свою работу в отсутствие планов.

Дальнейшая проверка показала, что отобранные у государственных должностных лиц организации обязательства по форме и содержанию требованиям законодательства не соответствовали.

Имеющиеся недостатки в организации такой работы, отсутствие должного контроля за нахождением работников на рабочем месте со стороны ответственных должностных лиц, повлекли за собой многочисленные факты выезда в рабочее время за пределы территории Республики Беларусь отдельных должностных лиц организации (необоснованно начисленная и выплаченная заработная плата, по требованию прокуратуры района взыскана в полном объеме).

сформулирован некорректно.

В отдельных хозяйствах района отсутствовало понимание самого понятия «государственного должностного лица».

К примеру, в п.1 Плана мероприятий по противодействию коррупции одного из хозяйств района было предусмотрено: «в порядке правового просвещения проводить ознакомления лиц, приравненных к государственным должностным лицам под роспись с содержаниями ст.17, 20, 21, 23, 24 Закона.

В тоже время, согласно абз.3 ч.1 ст.1 Закона должностные лица постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственной организации подлежат квалификации как государственные должностные лица, а не лица, приравненные к государственным должностным.

Аналогично, в п.4 было предусмотрено: «обеспечить проведение проверок соблюдения трудовой дисциплины в целях предупреждения фактов сокрытия грубых нарушений правил внутреннего трудового распорядка».

Однако, планирование таких мероприятий к антикоррупционным мерам  не относится.

В одной государственной организации материалы по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства и вовсе отсутствовали.

Подобные подходы к вопросам противодействия коррупции недопустимы, т.к. является формальными.

Несмотря на то, что прокуратурой района систематически в информационных записках, протоколах координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией Брестского района приводятся установленные факты нарушений законодательства при проведении закупок товаров, работ, услуг до настоящего времени такие нарушения продолжают иметь место, что свидетельствует о том, что руководителями государственных организаций и учреждений района необоснованно не уделяются должное внимание соблюдения законности  в данной сфере.

Проведенные проверки свидетельствуют о том, что в ряде хозяйств района не принимаются должные меры по сохранности собственности предприятия, по экономии материальных ресурсов и денежных средств, обусловленные недостатками в организации преддоговорной и претензионно-исковой работы по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

При заключении договоров с субъектами хозяйствования в должной мере не изучается финансовое положение, платежеспособность, деловая репутация контрагентов по сделкам, накопление и анализирование соответствующей информации не организовано и в настоящее время. Несмотря на это, таким   сомнительным «покупателям» хозяйствами района проводится отгрузка продукции без предварительной 100% оплаты, что неизбежно впоследствии ведет наличие просроченной дебиторской задолженности, взыскание которой даже при наличии судебного решения не представляется возможным вследствие отсутствия имущества, на которое может быть обращено такое взыскание.

В ряде случаев, меры по взысканию своевременно приняты не были, что привело к пропуску срока исковой давности. По таким фактам прокуратурой района поставлен вопрос о взыскании с виновных лиц причиненного хозяйству ущерба.

По итогам работы за 12 месяцев 2015 года в Брестский райисполком направлена информационная записка по борьбе с коррупцией, в которой Брестскому райисполкому предложено: активно включаться в борьбу с коррупцией, с целью выявления связанных с ней рисков в сфере экономики, при принятии управленческих решений, скрытых схем хищений государственной собственности, незамедлительно информировать об этом соответствующие органы, при проведении проверок соблюдения законодательства  в сфере государственных закупок ориентироваться на установление не только нарушений законодательства, но и на причины и условия им способствующие, на постоянной основе проводить информационно-пропагандисткую работу в целях создания атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях, пересмотреть методы работы комиссии по противодействию коррупции по координации деятельности структурных подразделений райисполкома и подчиненных организаций и др.

Старший помощник прокурора
Брестского района
юрист 1 класса О.С. Елец

Брестский районный исполнительный комитет
224030, г. Брест, ул. В. Хоружей, 2; тел.: (+375 162) 21 14 11; brest_rik@brest-region.by.
Режим работы: понедельник - пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00