Брестский районный исполнительный комитет
8 0162 21 14 11
brest_rik@brest-region.by
Новости

Весенние палы травы

12.04.2018

Весна – традиционно время наведения порядка на земле, в городе и сельской местности на дворовых и приусадебных территориях. Этот период характеризуется как пожароопасный: в результате палов травы и  сжигания бытового мусора сгорают дома и хозяйственные постройки, страдает экология, гибнут люди. Масштаб данной проблемы осознают, к сожалению, далеко не все: беспечным отношением к требованиям безопасности некоторые граждане подвергают угрозе не только себя, но и окружающих. Профилактическая работа в данном направлении в Брестском районе ведётся регулярно и с наступлением весны значительно активизируется.

В первую очередь сезонную обстановку, насколько это возможно, необходимо спрогнозировать. Одним из важнейших факторов, оказывающих на неё влияние, является погода. Если начало пожароопасного периода сопровождается обильными осадками, то и ситуация будет не критична, в случае же отсутствия дождей и наличия плюсовых температур картина иная.

Независимо от ситуации организовывается заседание комиссии по ЧС с участием заинтересованных ведомств и служб, в том числе и представителей метеорологического центра. С учётом складывающихся условий разрабатывается план мероприятий по предупреждению пожаров в природных экосистемах, оговариваются конкретные задачи и сроки их реализации.

В так называемую зону риска входят частный жилой сектор, дачные массивы, населённые пункты и объекты с круглосуточным пребыванием людей, находящиеся в лесах или рядом с ними.

Какой урон приносят весенние палы, многие даже не понимают. Их главный аргумент в пользу выжигания сухой травы – на удобренной золой почве молодые побеги появятся раньше и расти будут лучше. На самом же деле всё обстоит совсем не так. Нежелательных последствий здесь гораздо больше, чем надуманной пользы. 
Палы обедняют видовой состав луговой растительности: в тех местах, где они прошли, прежнего разнотравья уже не будет, появятся сорняки. Пламя уничтожает кладки и места гнездования пернатых, также в нём гибнут полезные насекомые, пресмыкающиеся и звери, особенно новорождённые. Кроме того, городская трава содержит соли тяжёлых металлов, а в сельской местности могут гореть остатки удобрений  и пестицидов или пластиковые бутылки – такой дым ядовит и опасен для здоровья человека и природы. 
И естественно, выжигание травы приводит к пожарам, в том числе лесным и торфяным. И, как уже обозначалось выше, из-за палов каждую весну горят дома и хозяйственные строения, что самое страшное – жертвами огня становятся люди.

Нельзя не отметить, что виновниками почти всех загораний являются сами жители. Не останавливает и материальное наказание: незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влекут наложение штрафа в размере то 10 до 40 базовых величин.

Злую шутку с людьми их же халатность и пренебрежение элементарными правилами безопасности сыграли уже не раз, что доказывают многочисленные примеры из оперативных сводок. 

Сегодня, с учётом изменений в правилах пожарной безопасности, разведение костров для сжигания мусора и отходов допускается, но только при соблюдении всех требований. Если им следовать, возникновение пожара сводится к минимуму, однако, потенциальная опасность так или иначе существует. Именно поэтому мы рекомендуем всё же лишний раз перестраховаться и не жечь костры вовсе

Как бы эта фраза банально ни звучала, но загорание лучше предупредить. И здесь самое главное – вовремя сделать всё для обеспечения пожарной безопасности в населённых пунктах и на объектах. В данном случае это значит привести их в такое состояние, при котором вероятность возникновения пожара исключается. Как раз на это и работает комплекс профилактических мероприятий. 

Основной момент, внимание на котором мы акцентируем из года в год, - нарушение правил благоустройства и содержания населённых пунктов. Соответствующая статья (21.14) имеется и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). К слову, составлять протоколы конкретно по ней представители МЧС не могут, это прерогатива иных органов (должностных лиц органов внутренних дел; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполкомов, администраций районов в городах; органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, и др.).

Несвоевременная уборка от сухой растительности территорий предприятий, а также территорий, прилегающих к жилым домам, - основополагающее условие создания пожароопасной обстановки. Иными словами, всё сводится к одному: если на земле порядок будет изначально, то и гореть в целом окажется нечему. Пока же есть горючий материал, найдётся и  источник зажигания. Если хозяин обкосил траву на своём участке и убрал территорию, фактически ему ничего не угрожает.

Решается данный вопрос, однако, не сиюминутно: это плановая работа, требующая постоянного контроля со стороны соответствующих органов. Более проблематично дело обстоит с заброшенными домами и пустующими землями, где навести порядок по сути некому. Решения здесь принимаются органами власти, однако мы, анализируя обстановку, способны поднять проблему, обратить внимание на так называемые опасные точки и посодействовать их «обезвреживанию».

В пожароопасный период для контроля и оказания помощи в обеспечении взаимодействия заинтересованных в реализации противопожарных мероприятий во все регионы области направляются работники областного управлении МЧС. Проводятся рабочие встречи с руководством горрайисполкомов и других организаций, в ходе которых доводится складывающаяся обстановка, обсуждаются вопросы сотрудничества и повышения эффективности проводимой работы по предупреждению пожаров в экосистемах. 

При необходимости организовываются внеплановые заседания комиссий по ЧС. В отдельных районах вводится режим повышенной готовности. Осуществляется мониторинг в населённых пунктах силами сельскохозяйственных и иных организаций, старост сельских советов. При выявлении недостатков соответствующая информация направляется председателям горрайисполкомов.

Работники органов власти, Министерства по чрезвычайным ситуациям, управления внутренних дел, лесхозов, инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, инспекций охраны животного и растительного мира, центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья регулярно проводят рейды и мониторинги пожароопасных участков. Ведётся разъяснительная работа с должностными лицами организаций и населением по недопущению выжигания сухой растительности, сельскохозяйственных палов, соблюдению требований пожарной безопасности при сжигании мусора, принятию мер по ликвидации возникающих загораний.

Вопросы предупреждения пожаров в природных экосистемах по инициативе областного управления МЧС включены в тематику единых дней информирования. Кроме того, для освещения проблемы задействуются все средства массовой информации, а также интернет-ресурсы. 

Весенние палы сухой травы можно в буквальном смысле назвать рукотворной бедой, ведь первопричина – в людях. Наверняка, каждый представляет, чем при несоблюдении определённых правил может завершиться разведение костра, однако в большинстве случаев осознанно идёт на эту опасность. Наша задача – проанализировать имеющуюся ситуацию и предусмотреть возможные трудности заранее, обозначить проблему и принять все возможные меры по грамотному реагированию на складывающуюся обстановку, проинструктировать население и в очередной раз попытаться донести, что пожарная безопасность – это прежде всего результат поведения человека.­

Статья 15.57 гласит Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин.

15.58 Разведение костров в запрещенных местах

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,- 

влечет предупреждение и наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин. 

Брестский районный исполнительный комитет
224030, г. Брест, ул. В. Хоружей, 2; тел.: (+375 162) 21 14 11; brest_rik@brest-region.by.
Режим работы: понедельник - пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00