Брестский районный исполнительный комитет
8 0162 21 14 11
brest_rik@brest-region.by
Предпринимательство

Об осуществлении электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования

На основании принятых постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 799 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» и Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 197 «О некоторых вопросах государственной регистрации субъектов хозяйствования и внесении дополнений и изменений в постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8 и от 10 марта 2009 г. № 25» с 30 ноября 2014 года в Республике Беларусь расширены возможности веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее – веб-портал ЕГР) в отношении электронного способа осуществления следующих процедур: согласование наименования юридического лица, государственная регистрация субъектов хозяйствования, онлайн заполнение различных форм заявлений и уведомлений, получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

Согласование наименования юридического лица в электронном виде 

Согласование наименования в электронном виде осуществляется посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее – веб-портал) в отношении юридических лиц, регистрируемых в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования»: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы), потребительские кооперативы (ЖСПК, ГСПК, кооперативы по газификации и др.), садоводческие товарищества, учреждения, товарищества собственников; индивидуальные предприниматели. 

Для заполнения электронного заявления о согласовании наименования юридического лица заявителю необходимо: являться резидентом Республики Беларусь (это граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения на территории Республики Беларусь); иметь доступ к сети Интернет. Личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП) для электронного согласования наименования юридического лица приобретать не нужно. При этом до заполнения заявления выбранное наименование юридического лица можно проверить с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещенного на веб-портале ЕГР. Заявитель может представить для согласования 3 варианта наименования. При этом согласование наименования будет производиться в той очередности, в которой наименования указаны в заявлении, до первого наименования, соответствующего требованиям, установленным законодательством. Таким образом, заявитель при указании нескольких вариантов наименования юридического лица должен расположить их в очередности согласно своему предпочтению. Очередное заявление на согласование наименования юридического лица один и тот же заявитель может направить только после получения от регистрирующего органа ответа о результатах рассмотрения предыдущего заявления. Заявление о согласовании наименования юридического лица направляется автоматически в регистрирующий орган в соответствии с его компетенцией согласно месту жительства заявителя - физического лица или месту нахождения заявителя  - юридического лица. В случаях, установленных законодательством, к заполненному заявлению должны быть прикреплены сканированные документы в формате .pdf (документ, подтверждающий полномочия заявителя; разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или наименований юридических лиц в случаях, установленных законодательством). Срок действия справки о согласовании наименования - 1 месяц. Процедура согласования наименования юридического лица осуществляется бесплатно. Наименование юридического лица считается согласованным в электронном виде в случае получения справки о согласовании наименования и несогласованным – в случае получения справки об отказе в согласовании наименования, подписанные ЭЦП уполномоченного сотрудника регистрирующего органа. Указанные справки направляются заявителю по его электронному адресу не позднее одного рабочего дня с даты направления заявления. 

Порядок электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 
Электронная государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее – веб-портал) и действует на территории всей страны. 
Для того чтобы электронно зарегистрировать юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, заявителю необходимо: 
являться резидентом Республики Беларусь (это граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения на территории Республики Беларусь); 
иметь доступ к сети Интернет; 
иметь личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП). 
Информация о приобретении ЭЦП и требования к программному обеспечению для прохождения авторизации на веб-портале размещены на самом веб-портале в разделе «Помощь в работе с порталом». 
Таким образом, посредством веб-портала можно зарегистрировать: 
хозяйственное товарищество и общество, унитарное предприятие, производственный кооператив, государственное объединение, крестьянское (фермерское) хозяйство, ассоциацию (союз), потребительский кооператив (ЖСПК, ГСПК, кооператив по газификации и др.), садоводческое товарищество, учреждение, товарищество собственников; индивидуального предпринимателя; изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы вышеназванных юридических лиц; изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. К примеру, для государственной регистрации создаваемого хозяйственного общества достаточно наличия ЭЦП у одного из учредителей, которого остальные учредители могут уполномочить действовать от их имени путем выдачи доверенности. Если количество учредителей организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления в документе, подтверждающем намерение создать организацию (протокол общего собрания), и этот документ, соответственно, представляется в регистрирующий орган. 
Кроме того, учредители могут доверить подготовку и направление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации организации иному лицу, обладающему ЭЦП. 
Заявители, представляющие документы для регистрации субъектов хозяйствования электронно, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 8.21 п. 8 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь). 
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, аналогичен личному обращению в регистрирующий орган и установлен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1. При направлении документов посредством веб-портала последние должны быть отсканированы в формате .pdf и подписаны ЭЦП заявителя, который их направил. 
Подтверждением осуществления государственной регистрации субъекта хозяйствования являются подписанные ЭЦП сотрудника регистрирующего органа уведомление о совершенной операции, а также электронные документы, свидетельствующие об осуществлении государственной регистрации (устав со штампом, свидетельствующим об осуществлении государственной регистрации, и свидетельство о государственной регистрации). 
При этом устав (учредительный договор) юридического лица со штампом и свидетельство о государственной регистрации на бумажном носителе могут быть выданы в регистрирующем органе при личном обращении заявителя (представителя заявителя при наличии документов, подтверждающих его полномочия). 

Порядок направления электронных уведомлений 

В соответствии с п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, юридические лица в случае изменения своего местонахождения либо назначения (замены) руководителя обязаны в течение десяти рабочих дней со дня наступления таких событий направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. 

Имея личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП), это также можно сделать посредством веб-портала. 

При этом обращаем внимание, что указанные уведомления могут быть подписаны только ЭЦП, выданной руководителю юридического лица (не заместителю руководителя, бухгалтеру, экономисту и т.д.). 

Онлайн заполнение заявлений и уведомлений по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования 

На открытой части веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (туда можно заходить без ключа ЭЦП) реализован сервис, позволяющий с помощью так называемых «подсказок» заполнять онлайн формы различных заявлений (уведомлений) для последующего их личного представления в регистрирующий орган. При заполнении заявлений (уведомлений) на веб-портале последним присваивается идентификационный код (номер документа, сформированный на egr.gov.by), который указывается в конце заявления (уведомления) под датой. При обращении заявителя в регистрирующий орган с заполненным на веб-портале заявлением его номер позволяет сотруднику регистрирующего органа автоматически вносить информацию, содержащуюся в заявлении (уведомлении), в базу данных ЕГР. Заполнение заявлений (уведомлений) посредством веб-портала дает возможность сэкономить время как заявителя, так и регистратора, избежать ошибок при заполнении заявлений и повышает качество представляемых в регистрирующий орган документов. 

Для того чтобы воспользоваться данным сервисом, необходимо на портале зайти в раздел «Подготовка документов» и выбрать необходимое для заполнения заявление (уведомление). 

Получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством веб-портала 

1. Предоставление информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно законодательству является административной процедурой, осуществляемой на основании запроса и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь – 1 базовая величина за 1 экземпляр выписки). 

В настоящее время посредством веб-портала ЕГР можно направить в Министерство юстиции запрос (заявление) о предоставлении сведений из ЕГР в электронном виде. 

Для этого заявитель: заполняет заявление на веб-портале, 

уплачивает государственную пошлину посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Юридическому лицу в целях уплаты государственной пошлины за предоставление информации из ЕГР посредством ЕРИП с использованием системы «Интернет-банкинг» потребуется использовать корпоративную банковскую платежную карточку. Оригинал выписки, подписанный уполномоченный лицом Министерства юстиции, выдается заинтересованному лицу на руки либо направляется по почте, а электронный вариант выписки одновременно направляется на электронный адрес обратившегося лица. 

Обращаем внимание, что лица, освобожденные в соответствии с законодательством от уплаты государственной пошлины за предоставление информации из ЕГР, данной услугой воспользоваться не могут. 

2. Веб-портал ЕГР в настоящее время позволяет проверить статус (существование) любого юридического лица и индивидуального предпринимателя, содержащегося в ЕГР. Это относится и к таким организационно-правовым формам, как банки, республиканские государственно-общественные объединения, фонды, третейские суды, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, Белорусская нотариальная палата, организации, обеспечивающие проведение медиации, а также политические партии и другие общественные объединения, их союзы (ассоциации), союзы (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). Для того чтобы воспользоваться данным сервисом, необходимо на портале зайти в раздел «Предоставление информации из ЕГР», выбрать подраздел «Проверить существование субъекта хозяйствования» и по названию (ФИО индивидуального предпринимателя) и (или) по регистрационному номеру (УНП) осуществить поиск необходимого субъекта. В результате поиска в отношении запрашиваемого субъекта хозяйствования выдается следующая информация: регистрационный номер, наименование (фирменное, полное, сокращенное), дата регистрации, регистрирующий орган (к которому субъект относится в настоящее время), состояние субъекта (действующий, находится в процессе ликвидации, процедура банкротства, исключен из ЕГР, прекращение деятельности в результате реорганизации) и дата исключения из ЕГР (в случае исключения субъекта из ЕГР). 

  3. В соответствии с требованием части первой пункта 14 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет размещается перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), ликвидируемых в упрощенном порядке по решению регистрирующего органа. Данная информация доступна как на официальном сайте Министерства юстиции (http://www.minjust.by), так и на веб-портале ЕГР.

 

Брестский районный исполнительный комитет
224030, г. Брест, ул. В. Хоружей, 2; тел.: (+375 162) 21 14 11; brest_rik@brest-region.by.
Режим работы: понедельник - пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00